Его называли «мастером антисоветской кисти», но более всего он был романтиком. Он считал себя счастливым человеком, а сюжеты его картин отличает особенная ностальгия, грустная ирония, а порой и вовсе глубокая печаль. Эта особенность роднит его персонажей с героями Шолом-Алейхема. «Последний еврейский художник» — так Евгений Залманович Абезгауз называл себя сам. Имя его вошло в антологию «История еврейского искусства от Первого храма до наших дней», изданную музеем Лос-Анджелеса.
Евгений Абезгауз родился в 1939 году в ленинградской профессорской семье. Окончил Электротехнический институт имени Бонч-Бруевича, Высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. В ноябре 1975 года, в разгар «застоя», организовал группу «Алеф» – художников, объединенных по принципу отверженности и безусловного таланта. Позднее они были участниками выставок нонконформистов в ДК Газа и ДК «Невский», которые вошли в историю искусства второй половины ХХ века как «газоневская культура», или «газоневщина». Несколько лет выставка путешествовала по городам и весям мира: сначала Москва, а затем страны Европы и Америка. В Беркли-музее (Сан-Франциско) был издан каталог «Двенадцать из советского подполья».
После нескольких лет «отказа», 4 января 1977 года, семья Абезгауза прибыла в Израиль. «И взгляну я в последний раз на землю, на которой родился, и уйду в страну мою», – написал автор вязью иврита цитату из Экклезиаста на одной из своих работ – «Автопортрет на горке», которая вошла в энциклопедическое издание музея Лос-Анджелеса «История еврейского искусства от Первого Храма до наших дней». В монографии – работы Шагала, Модильяни, Эль Лисицкого, Сутина…
Петербуржцам памятны встречи с художником: персональная выставка в Манеже, когда он впервые за долгие годы эмиграции приехал в свой город, участие в экспозиции, посвященной 30-летию выставки нонконформистов, которую организовали Товарищество «Свободная культура» и культурный центр «Пушкинская 10».